Уральские авиалинии: как «разворачивают» самолеты

Яков Дудин, самолеты, Репортаж, фоторепортаж, Airbus, подготовка, Россия, хэндлинг

Что такое подготовка самолета к вылету? Это пит-стоп в формуле1 и квартира после вечеринки за полчаса до приезда родителей в одном флаконе. Десятки специалистов, служб, агрегатов и механизмов всего за считанные минуты успевают заправить лайнер топливом и водой, почистить салон, погрузить багаж и еду и проверить техническое состояние. И все это называется хэндлинг.

Хэндлинг (от англ. ground handling) – наземное обслуживание авиарейсов.

Такая спешность в работе не прихоть, а экономическая предопределенность. Самолет зарабатывает деньги, когда он в воздухе, когда он на земле, он эти деньги тратит. Чем меньше времени борт проводит на земле, тем больше он в воздухе, а значит приносит бОльшую прибыль. Время между посадкой и взлетом, затраченное на подготовку судна, называется временем разворота.  Согласно стандартам западных операторов, время разворота воздушного судна типа Airbus A320 между взлетом и посадкой составляет не более 30 минут. Вот такая вот несправедливость. В начале, в течение нескольких часов, двести человек усердно крошат печеньки, засовывают фантики в щели, лепят жвачки на подлокотники и проливают кофе, а потом бригада наземного обслуживания из нескольких хрупких женщин опять наводит шик, блеск и красоту.

Необходимое уточнение: для разных рейсов выполняются разные виды наземного обслуживания. Например, обслуживание самолета, который только прилетел и никуда не летит сразу (прилет), обслуживание самолета, который какое-то время находился на стоянке и готовится к рейсу (вылет) и разворотный рейс, т.е. самолет прилетел и сразу же готовится к новому вылету и необязательно в то же место, из которого он прилетел.

Главным действующим лицом на перроне является супервайзер.

*Супервайзеры – специалисты, координирующие процесс наземного обслуживания, являясь при этом связующим звеном между авиакомпанией и соответствующими службами аэропорта.

в списке обязанностей супервайзера 36 пунктов. Это полный цикл наземного обслуживания рейса, в том числе, осуществление контроля загрузки и центровки ВС, заполнение и контроль перевозочной документации, организация обслуживания рейсов деловой авиации и т.д., и т. п.

Рассказывает Яков Дудин (всего 30 фотографий)

Яков Дудин, самолеты, Репортаж, фоторепортаж, Airbus, подготовка, Россия, хэндлинг

Как только борт причаливает на стоянку, его тут же заземляют. Вот для чего нужны эти красные мишени на бетоне.

Яков Дудин, самолеты, Репортаж, фоторепортаж, Airbus, подготовка, Россия, хэндлинг

Глушатся двигатели, и к их осмотру приступает техническая служба, вдруг какой — нибудь нелегал спрятался.

Яков Дудин, самолеты, Репортаж, фоторепортаж, Airbus, подготовка, Россия, хэндлинг

Когда все пассажиры покинут салон, а бортпроводники проверят его на наличие забытых вещей, в дело вступают менеджеры клининговой службы, они же уборщики.
Сажусь на «хвост» к парню с навороченным пылесосом Nilfisk GD930.

Яков Дудин, самолеты, Репортаж, фоторепортаж, Airbus, подготовка, Россия, хэндлинг

Электричество в самолете ресурс дефицитный, а значит, при возможности используют энергию с «большой земли». Модный пылесос включили в розетку в тамбуре телетрапа. Я же стараюсь пройти дальше в салон. А там… если скажу, что там дикая движуха, то значит, ничего не скажу.

Яков Дудин, самолеты, Репортаж, фоторепортаж, Airbus, подготовка, Россия, хэндлинг

Яков Дудин, самолеты, Репортаж, фоторепортаж, Airbus, подготовка, Россия, хэндлинг

«Куда по мытому!!» — этот окрик заставляет вздрогнуть и первоклассника в школе, и президента в Кремле.

Яков Дудин, самолеты, Репортаж, фоторепортаж, Airbus, подготовка, Россия, хэндлинг

Уверяю, что у меня даже в мыслях нет погрызть печеньки, а семки я на дух не переношу. Отношение меняется на благосклонное, и мне даже позволяют пройти дальше в салон.

Яков Дудин, самолеты, Репортаж, фоторепортаж, Airbus, подготовка, Россия, хэндлинг

На задней «кухне» плотность обслуживающего персонала на эти четыре квадратных метра просто зашкаливает, я насчитал семь человек. Все чего-то двигают, переставляют и перекладывают, и главное все на позитиве!

Яков Дудин, самолеты, Репортаж, фоторепортаж, Airbus, подготовка, Россия, хэндлинг

Как оказалось, в разгаре приемка бортпитания и напитков. Все это считается, проверяется и заносится в журнал.

Яков Дудин, самолеты, Репортаж, фоторепортаж, Airbus, подготовка, Россия, хэндлинг

Сиденья чистят, ковровые покрытия пылесосят, сафетикарточки проверяются на наличие.

Яков Дудин, самолеты, Репортаж, фоторепортаж, Airbus, подготовка, Россия, хэндлинг

И все это с фирменной уральской улыбкой. Алена — красавица!

Яков Дудин, самолеты, Репортаж, фоторепортаж, Airbus, подготовка, Россия, хэндлинг

За бортом, тем временем, кипит не менее напряженная работа. Топливо нужно заправить, воду залить, багаж загрузить, касалетки… тоже загрузить.

Яков Дудин, самолеты, Репортаж, фоторепортаж, Airbus, подготовка, Россия, хэндлинг

Вот через этот штуцер всего за минуту в бак попадает почти тысяча литров керосина.

Яков Дудин, самолеты, Репортаж, фоторепортаж, Airbus, подготовка, Россия, хэндлинг

До чего же густо
С бессчетных листьев травы
Там посыпались росы!
Осенний ветер летит
Над равниной Миягино!

— Сайге («Синкокинсю»)

Яков Дудин, самолеты, Репортаж, фоторепортаж, Airbus, подготовка, Россия, хэндлинг

Багажное отделение уже готово принять то, что еще совсем недавно заботливо обматывали скотчем и пищевой пленкой.

Яков Дудин, самолеты, Репортаж, фоторепортаж, Airbus, подготовка, Россия, хэндлинг

Не удержался от соблазна и заглянул внутрь… Ничего необычного.

Яков Дудин, самолеты, Репортаж, фоторепортаж, Airbus, подготовка, Россия, хэндлинг

Яков Дудин, самолеты, Репортаж, фоторепортаж, Airbus, подготовка, Россия, хэндлинг

Яков Дудин, самолеты, Репортаж, фоторепортаж, Airbus, подготовка, Россия, хэндлинг

По другую сторону крыла автолифт грузит бортпитание, напитки, журналы, пледы и подушки.

Яков Дудин, самолеты, Репортаж, фоторепортаж, Airbus, подготовка, Россия, хэндлинг

Напутственный взгляд напоследок, и дверь закрывается.

Яков Дудин, самолеты, Репортаж, фоторепортаж, Airbus, подготовка, Россия, хэндлинг

В черных мешках лишь малая часть того, что оставляют после себя пассажиры в салоне.

Яков Дудин, самолеты, Репортаж, фоторепортаж, Airbus, подготовка, Россия, хэндлинг

Все, подготовка закончена, наземные службы покидают салон. У меня же есть возможность забраться в соседний борт, который встал на C-check. Си-чек, это тоже обслуживание, но уже с большим погружением в материал. Тут со временем по свободней, и с атмосферой на борту поспокойней.

Яков Дудин, самолеты, Репортаж, фоторепортаж, Airbus, подготовка, Россия, хэндлинг

Вместо уборщиц и супервайзеров на борту техники-инженеры. Вдумчиво и не торопясь они проверяют, как общее техническое состояние лайнера, так и работу всех его систем.

Яков Дудин, самолеты, Репортаж, фоторепортаж, Airbus, подготовка, Россия, хэндлинг

На мой вопрос, что же доставляет наибольшее беспокойство в самолете, техники дружным хором ответили — кресла. «Прыгают на них пассажиры, что ли, не знаю,» — Андрей Николаевич был преисполнен недовольства, — «а один блок кресел для бизнес-класса стоит, между прочим, больше миллиона рублей! То ли дело, когда у нас были Ту-154. Там кресла, конечно, попроще стояли, зато неубиваемые».

Яков Дудин, самолеты, Репортаж, фоторепортаж, Airbus, подготовка, Россия, хэндлинг

С печками ситуация наоборот. Тут Эйрбас полностью переигрывает старенькие Туполя. Единственное, что досаждает, так это срабатывающие автоматы перегрева. Чтобы их привести обратно в рабочее состояние нужно полкухни развинтить.

Яков Дудин, самолеты, Репортаж, фоторепортаж, Airbus, подготовка, Россия, хэндлинг

Яков Дудин, самолеты, Репортаж, фоторепортаж, Airbus, подготовка, Россия, хэндлинг

Конечно же техники руководствуются не только своей интуицией, опытом и Наставлениями по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники (НТЭРАТ ГА-93), но и журналом технического состояния судна. После каждого полета экипаж вносит туда все свои хотелки и ябеды на самолет. Что где скрипит, не горит и не закрывается. Буковки NIL означают, что замечаний нет.

Яков Дудин, самолеты, Репортаж, фоторепортаж, Airbus, подготовка, Россия, хэндлинг

Видимо, так положено по инструкции, но борт запитан не с земли, а от собственной вспомогательной силовой установки. Вот тут на дисплее мне показывают из какого бака, каким насосом и через какие вентили идет топливо к ВСУ. Также можно узнать, что в крайнем полете борт скушал 3510 кг керосина, и баках еще осталось 2380, температура топлива +4, а его плотность 0.7.

Яков Дудин, самолеты, Репортаж, фоторепортаж, Airbus, подготовка, Россия, хэндлинг

Вот все это пилотское хозяйство и предстоит проверить инженеру. Дело это ответственное, потому я решил больше не злоупотреблять гостеприимством и откланялся.

Яков Дудин, самолеты, Репортаж, фоторепортаж, Airbus, подготовка, Россия, хэндлинг

Источник livejournal.com

Яков Дудин в соц сетях Facebook



Добавить комментарий